Симфония соль мажор одна из вершин творчества Дворжака. В ней наиболее полно запечатлено присущее ему ощущение исконной связи с родной землей и народом, которая дарует гордую уверенность, упое]ние радостью жизни, мужественной силой. В равной мере пленяют в симфонии мелодическое богатство и стройность формы, ярко выражен]ный чешский национальный колорит и зрелое мастерство. Четырехчастный цикл кажется традиционным, однако при внимательном вслушива]нии обнаруживается оригинальность и свобода трактовки классических традиций, выделяю
Так же рождалась и симфония. Ее эскизы были написаны с 6 по 23 сен]тября 1889 года, а закончена симфония была, согласно надписи в партитуре, «Благодарю Бога! В Праге 8 ноября». Премьера состоялась там же 2 февраля следующего года в зале Рудольфинум под управлением авто]ра, затем в течение года он продирижировал симфонией в Лондоне и Франкфурте-на-Майне. Она прозвучала и в Кембридже 16 июня 1891 года, когда старейший университет Англии удостоил Дворжака почет]ного звания доктора музыки: исполнение симфонии и «Stabat Mater» за]менило изложение тезисов диссертации, которые докторант должен был представить накануне торжественной церемонии. В следующем году лон]донская фирма Новелло издала симфонию под 4, поскольку до нее издательство Зимрока опубликовало всего три из написанных ранее семи симфоний композитора. Лишь во второй половине XX века симфония стала именоваться Восьмой.
Те же чувства вызывает музыка самого Дворжака этих лет музыка разных жанров, среди которых первое место занимает симфония соль мажор. Создавалась она в деревне Высокой неподалеку от Пржебрама, городка в горах Южной Чехии, где на гонорар от первых английских гастролей 1884 года композитор купил домик, в котором жил с весны до осени. С раннего утра бродил он в одиночестве по полям и лесам, обду]мывая новые сочинения, либо проводил целые дни в саду: «Я так лелею и люблю его, как божественное искусство», говорил Дворжак. Он завел голубятню, вечерами отправлялся в деревенский кабачок побол]тать с местными горняками, живо интересовался их трудом, обычаями, легендами и песнями. В общении с природой и простыми людьми рож]дались Легенды для фортепиано в 4 руки, фортепианные сюиты «Из Шумавы» и «Поэтические картинки», хоры «На природе» и увертюра с та]ким же названием, сборник песен «В народном духе» и вторая серия знаменитых Славянских танцев.
За год до написания симфонии состоялась знаменательная встреча Двор]жака и одного из наиболее близких ему по духу современников Чай]ковского. В феврале 1888 года русский композитор приехал в Прагу, что]бы дать два симфонических концерта. Осенью того же года прошла чешская премьера «Евгения Онегина», и восхищенный Дворжак писал: «Это чуд]ное сочинение, полное теплого чувства и поэзии... Это музыка, манящая к себе и проникающая столь глубоко в душу, что ее нельзя забыть».
В конце 80-х годов имя Дворжака известно во всей Европе. Особенно по]пулярно его творчество в Англии, где во время шестых по счету гастро]лей он дирижировал своей новой симфонией соль мажор. Издана она была также в Лондоне, поэтому при жизни композитора нередко именовалась Английской, что, однако, не имело никакого отношения к ее содержанию.
История создания
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, струнные.
Symphony 8 in G major, Op. 88, B. 163
Дворжак. Восьмая симфония
Дворжак. Восьмая симфония
Классическая музыка, опера и балет
Дворжак. Восьмая симфония (Symphony 8 in G major, Op. 88, B. 163) | Belcanto.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий