суббота, 2 февраля 2013 г.

проблемы этапов инновационного менеджмента

Общее для всех проектов — выявление проблемы и постановка цели. Однако есть некоторые различия в подготовке исследова­тельских и венчурных проектов.Подготовка исследовательского проекта начинается с анализа степени разработанности проблемы и доказательства ее актуаль­ности.Различают:инициативные исследовательские проекты;проекты развития материально-технической базы научных исследований;проекты создания информационных систем и баз данных; издательские проекты;проекты развития образовательной информационной сре­ды и др.Рассмотрим особенности подготовки коллективных и инди­видуальных исследовательских проектов.Каждый научный работник имеет возможность найти немало актуальных и интересных тем. Целый ряд тем может появиться после изучения библиографических обзоров новых работ по той или иной отрасли науки, по тому или иному конкретному во­просу. Основное требование к выбору темы — ее актуальность. Критерий актуальности и значимости избранной темы — ее соот­ветствие приоритетным направлениям развития науки и техники в Российской Федерации, задачам экономического и социально­го развития страны, решаемым в определенный период времени.При этом важно, чтобы тема исследования была связана с направлениями научных исследований соответствующей науч­ной организации.После выбора темы начинается кропотливая работа по ана­лизу изученности проблемы (история вопроса, современное его состояние).Анализ степени изученности проблемы необходим прежде всего для того, чтобы избежать повторения уже выполненных ранее исследований. Предварительное ознакомление с литерату­рой по исследуемой проблеме позволит рассмотреть проблему в ее развитии, глубже узнать ее, уточнить тему и актуальность предстоящего исследования.После предварительного ознакомления с исследуемым во­просом необходимо составить план предстоящей работы.Инициативные проекты осуществляются небольшими науч­ными коллективами или отдельными учеными и не имеют кон­кретных заказчиков. Срок выполнения инициативного проекта — как правило, 1—3 года.В инициативном инновационном проекте, выполняемом кол­лективом ученых, должны быть отражены:фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект;предлагаемые методы и подходы (с оценкой новизны). Об­щий план работ на весь срок выполнения проекта;ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени оригинальности);современное состояние исследований в данной области нау­ки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные методы (с оценкой сте­пени новизны);список основных публикаций, наиболее близко относящих­ся к данному проекту;•   перечень и характеристика имеющегося оборудования.Инициативный коллективный проект может представлять со­бой научно-исследовательскую работу, которая завершится на­писанием монографии, учебника, разработкой методики реше- ния актуальной научной и практической проблемы.Исследовательский проект основывается на научных и фак­тических данных. Они будут использованы для его выполнения. Для исследовательского проекта характерно то, что он носит творческий характер и содержит обоснованные рекомендации по решению проблемы.Научно-исследовательская работа нуждается в научной орга­низации и рациональной технике выполнения. Планирование и контроль — необходимые предпосылки под­готовки и реализации инновационных проектов, в том числе и исследовательских. При этом имеет значение не только плани­рование сроков выполнения проекта, но и планирование време­ни участников проекта. Это, характерно как для коллективных, так и индивидуальных исследовательских проектов.Возникает вопрос, какие периоды времени должны планиро­ваться и какова должна быть техника составления плана иссле­довательского проекта?План исследовательского проекта не обязательно рассчиты­вается на одинаковый период времени. Например, у докторанта кафедры это могут быть два года. Проект, связанный с разра­боткой Федеральной целевой программы, например программы «Развитие единой образовательной информационной среды», осуществляется в течение пяти лет. В случае с перспективным планом работ необходимо предусмотреть годовые и квартальные планы его разработки.Годовой план не должен быть мелочным и излишне деталь­ным. Нецелесообразно включать в него работы, рассчитанные на несколько дней. Вполне достаточно, если выполнение работ будет контролироваться помесячно. В свою очередь, в месячных планах работы могут планироваться подекадно.Для организации труда участков проекта целесообразно применять приемы самоменеджмента (инвентаризация и плани­рование рабочего времени).Теперь о технике составления самого плана и его форме.Наиболее простой и наглядной формой такого плана может быть график, построенный по методу американского инженера Г. Ганта. Его сущность состоит в том, что по вертикали указы­вается, какие виды работ необходимо выполнить при разработке проекта, а по горизонтали — установленные сроки начала и окончания работ, а также общую продолжительность каждой работы.Однако не всегда план выполняется пунктуально. Это обу­словлено тем, что на его выполнение влияют внешние и внут­ренние факторы, могут появиться препятствия, не зависящие от Участников инновационного проекта. Особенно часто с измене­ниями в плане сталкиваются исследовательские проекты, по­скольку при их выполнении могут возникать новые проблемы, отдельные частные непредвиденные ранее задачи, но имеющие значение для решения разрабатываемой проблемы.Поэтому изменения в план могут вноситься как в отношении содержания работ, так и сроков их выполнения, ведь исследовательский проект связан с поисками нового решения, в связи с чем возможны отдельные неудачи и следует найти пути их устранения.         Выбор метода планирования и контроля особенно важен при коллективных исследовательских проектах. Только составив план, четко распределив между участниками проекта выполняе­мые работы и затраты времени на каждую часть работы и на весь объем работ, проекту можно обеспечить успешное выпол­нение.           Разработка исследовательского проекта состоит из следую­щих стадий:подготовительного периода;составления библиографии, сбора материала, анализа ли­тературных источников;общения с учеными, работающими в соответствующей об­ласти знаний;наблюдения; эксперимента;обработки материалов и решения проблемы;оформления работы.Любой исследовательский проект независимо от области ис­следования и от свойств конкретного объекта исследования про­ходит три основные стадии:1)  анализ степени разработанности проблемы и сбор мате­риала, необходимого для ее решения;2)  обработку полученных материалов;3)  оформление результатов исследования.Рассмотренные выше направления подготовки коллективно­го исследовательского проекта характерны и для индивидуаль­ных инициативных проектов. Обратим еще раз внимание на важность осознания цели и четкой формулировки исследуемой проблемы, так как нарушение этого правила не позволит вести исследование в желаемом направлении и сконцентрировать вни­мание на важных моментах наблюдаемого явления или процес­са. Важно также определиться с объектом и предметом исследо­вания. При наличии большого количества объектов наблюдения из них должны быть выбраны те, по которым можно получить более достоверную информацию, что обеспечит наилучшие ре­зультаты исследования. Исследователь должен включить в сферусвоего наблюдения все существенные стороны изучаемого объ­екта, выявить их связи между собой и отношение к проблеме в целом. Следует исключить из поля зрения все не имеющие зна­чения стороны изучаемого явления.В процессе исследования необходимо стремиться к тому, что­бы добиваться исчерпывающе полной и абсолютно правильной оценки каждого фактора, относящегося к наблюдаемому явлению. В противном случае исследователь может установить неправиль­ные соотношения между отдельными сторонами изучаемого яв­ления, что помешает сделать то или иное важное открытие.В подготовку исследовательских проектов входит и планиро­вание эксперимента. Основные цели эксперимента:• наблюдение, проверка гипотезы;. возможности практического применения полученных науч­ных результатов, методик, рекомендаций.Венчурный инновационный проект включает комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, работ по про­изводству и эксплуатации новшеств и нововведений, обеспечи­в

Глава 7 Подготовка инновационных проектов 7.1. Определение проблемы и цели инновационного проекта

Большая библиотека : Менеджмент : Инновационный менеджмент : С.Д.Ильенкова : Глава 7 Подготовка инновационных проектов 7.1. Определение проблемы и цели инновационного проекта

Комментариев нет:

Отправить комментарий